Работать без стресса: как не стать жертвой офисного негатива

Жесткие дедлайны, не менее жесткие требования к качеству выполнения профессиональных задач, а у кого-то еще и ненормированный рабочий день — и вот уже еле сдерживается рык в адрес коллег, возникают ссоры, а рабочий негатив переносится и на домочадцев. Хронически уставший человек ведет себя неконструктивно, и даже штатные ситуации он начинает воспринимать как ЧП, а порой самостоятельно их в таковые превращать. Ведь в условиях стресса и усталости развивается туннельное мышление — когда очевидные и безопасные для психики решения прячутся в тени, и круг замыкается.

Как не стать иллюстрацией к поговорке о конях и работе, мы поговорили с Таисией Василишиной, коуч-тренером, психологом, руководителем компании "Топ-академия", Татьяной Михеенко, психологом высшей категории, психотерапевтом, и натуропатом Еленой Свитко.

НЕ ОТКЛАДЫВАЙТЕ ВАЖНЫЕ ДЕЛА

Если вы откладываете выполнение задач на пару-тройку часиков или вообще на конец рабочего дня — вы все равно о них помните. А так как наша энергия всегда там, где наши мысли, то получается, что из-за "отложенных задач" сил на выполнение работы "здесь и сейчас" практически не остается. При этом если отложены топовые задачи — это вызывает негативные эмоции, а они пожирают силы дополнительно. И чем крупнее задача, тем больше утечка энергии, вплоть до 90% ресурсов человека!

Так что если вы страдаете прокрастинацией изо дня в день, она становится мощным фактором стресса и, как следствие, — хронической усталости. Потому день всегда начинайте с реализации самой крупной и важной задачи, и неважно, какие эмоции она у вас вызывает, ведь на ее реализацию необходимо не менее ¾ рабочего времени.

Если не знаете, как к такой задаче подступиться, медленно пройдитесь по коридору или улице, ни о чем не думая. Это окажет эффект медитации: структурирует мысли, очистит сознание от тревоги и страха.

СРОЧНО ПОВЫШАЙТЕ САМООЦЕНКУ

Между низкой стрессоустойчивостью и низкой самооценкой всегда стоит знак равенства. И одна из форм ее проявления — перфекционизм. Люди, у которых с самомнением все в порядке, считают, что лучшее — это однозначно враг хорошего. Они позволяют быть несовершенными как другим, так и себе, не "грызут мозг" в попытке добиться идеала, а потому — более стрессоустойчивы.

Потому срочно поднимайте самооценку. Один из простых, но действенных способов — в конце каждой недели прописывайте минимум пять ваших достижений за последние семь дней. Затем по каждой позиции распишите по пять личностных качеств, которые помогли вам этого достичь. Человек с синдромом отличника не сможет настрочить на одном дыхании: он будет задерживаться на каждом слове, оценивая, все ли и так ли он про себя написал. Со временем вы станете "строчить", и страдать перфекционизмом перехочется.

ПРИ ОБИДЕ: ИСПОЛЬЗУЙТЕ ПРИНЦИП ГАМБУРГЕРА

Вас достали, но вы — "танк"? Это обманчиво: не существует людей, абсолютно равнодушных к "укусам". Подсознание все равно будет подтачивать ваши силы, помня о ранах. Потому, когда закипаете, всегда высказывайтесь провокатору конфликта, иначе замятый гнев подточит ваши силы. Но делайте это по принципу гамбургера: вкладывайте неприятное (недовольство, претензию, неудобные для коллеги ваши просьбы и пожелания) в два слоя приятного: в похвалу и/или поощрение. Скажем, задание с коллегой вы должны были выполнить в тандеме.

 

ОТНОСИТЕСЬ К ОТДЫХУ, КАК К РАБОТЕ

Если вы испытываете хроническую усталость — значит, работу ставите во главу угла, относитесь к ней с определенной долей перфекционизма и выполняете ее в полном объеме, даже если заболеваете. Возьмите за правило точно такой же подход к отдыху. Хотя бы дважды в неделю вносите в планы досуг и реализовывайте его так же ответственно, как рабочие задачи: вы не имеете права пропустить чашечку кофе с другом или катание на роликах, что бы этому ни препятствовало.

Поначалу будет трудновато, но вскоре легче, а со временем — легко. Ведь отдых даст ресурсы телу плюс силы появятся благодаря гормону удовольствия, которое вы будете регулярно получать. Таким образом работу вы станете выполнять без надрыва и быстрее, а значит — будет больше времени и на личные дела.

ПЛАНИРУЙТЕ ЗАДАЧИ И ПСЕВДОДЕДЛАЙНЫ

Если вы работаете несколько хаотично и не отличаетесь собранностью, избежать стресса можно так. Назначайте себе дедлайн сами: он должен быть на день-два раньше установленного руководителем.

Если трудно сразу же соблюдать это правило, устанавливайте дедлайны для этапов задач, и поначалу можете сделать их псевдодедлайнами: они должны быть назначены ранее необходимых на 30—40 минут. Так у вас появится время доделать работу в истинные сроки.
Последний, истинный дедлайн устанавливайте за 30 минут до времени, в которое вы можете или решили покинуть офис. Эти полчаса нужны, чтобы вы подвели итоги дня (что удалось выполнить, а что нет) и составили план работы на завтра.

ПОМНИТЕ О ЗДОРОВЬЕ И СЛОВЕ "НЕТ"

Если регулярное засиживание в офисе связано с тем, что вас грузят допработой, то скажите в конце концов "нет": начальнику или изворотливым коллегам. Боитесь испортить отношения? Потерять работу? А здоровье потерять не страшно? Его, как известно, не купишь — независимо от престижности работы и ее высокооплачиваемости. 
Еще аргумент: рано или поздно вы не сможете выполнять хорошо и свои, и допзадания (ресурсы человека все же не безмерны). И вы же будете виноваты в том, что "работаете через пень колоду" со всеми негативными последствиями — как в важной для вас благосклонности "грузящих", так и в оплате вашего труда.

ТАКЖЕ ВАМ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО