Проблемы позирования. Модель и фотограф.

Случалось ли у вас подобное? Изредка при съёмке портретов фотографа охватывает чувство неуверенности: вроде и кадр правильно выстроен, освещение удачно установлено, модель легко вошла в образ, но всё равно чего-то не хватает. Многие молодые фотографы, чтобы окончательно разобраться с такими ощущениями, обращаются за советами к более опытным товарищам. Во многих случаях причиной такого дискомфорта является «всего лишь» ошибка в позе модели, которую можно было бы исправить ещё во время съёмки. Нужно только знать наиболее распространённые ошибки в съёмке при позировании.

Ещё одно замечание. Приведенные здесь фотографии знаменитых мастеров содержат в себе иллюстрирующие моменты. Это вовсе не означает, что они допустили ошибки при фотографировании. Иногда подобные нарушения правил допускаются преднамеренно и представляют собой художественный приём.

Фотографирование головы.

Прерванный профиль – наиболее распространённая ошибка при фотографировании головы в ¾. Она получается, когда кончик носа совпадает с контурами щеки, чуть-чуть не доходит до него или немного выходит за его пределы. Контур из-за этого становится нечётким.

Когда очень длинные ресницы или маленький фрагмент века или глаза находятся сразу за переносицей, это тоже относится к ошибкам прерванного профиля.

Избегать этой ошибки помогает соблюдение правила: контур щеки должен либо оставаться нетронутым, либо отчётливо прерываться. К слову, дальний от фотографа глаз тоже может прервать контур. Ракурс расположения головы следует выбирать так, чтобы дальний глаз был либо виден отчётливо, либо полностью скрыт.

Как избежать этой ошибки? Для более удачного отображения дальнего глаза в кадре в ¾ иногда нос отчётливо прерывает контур щеки, зачастую достаточно немного приподнять фотокамеру или немного наклонить голову модели вперёд и к фотокамере.

Подобная ошибка возникает и тогда, когда слишком большая часть уха выступает за виском. Посоветуйте модели расположить голову так, чтобы ухо было или видно целиком, или спрятано совсем.

Фотографирование улыбки.

Вечная улыбка модели зрителю быстро наскучит. Во время съёмки стоит обращать внимание также на то, какая именно улыбка в настоящий момент присутствует на лице вашей модели. Условно улыбку делят на четыре типа:

1. Рекламная улыбка «на все 32 зуба», безрадостная и насильственная.

2. Спонтанная и естественная улыбка-усмешка. К сожалению, её часто воспринимают как рекламную улыбку из-за её сходства неожиданностью и чрезмерностью.

3. Вымученная улыбка. Она возникает тогда, когда фотограф настаивает на ней и модель ему «повинуется», слегка поднимая верхнюю губу.

4. Естественная улыбка. Для зрителя не важно, действительно ли у зрителя радостное настроение или нет. Но это выражение лица воспринимается как радостное и спонтанное и не портит фотографию своей вымученностью.

Наклон головы, шея и плечи.

Наклон головы влево или вправо, назад или вперёд предполагает динамику. Положение анфас по смыслу формально и никакого движения не предполагает. Поэтому голова не должна быть наклонена набок, когда плечи расположены ровно.

Но если портрет говорит о динамике, предполагает сюжетную линию, требуется, чтобы голова была наклонена. Наклон головы во всех случаях необходимо компенсировать, подняв плечо, в сторону которого сделан наклон. Если ближнее к фотографу плечо опущено, подчёркиваются недостатки шеи. Если плечи развёрнуты на определённый угол, ближнее плечо должно быть приподнято, тогда оно сможет скрыть шейные сухожилия, особенно заметные при сильных поворотах головы.

В случае необходимости положение плеча может быть изменено для сокрытия других недочётов, которые образуются при естественных позах. Если при сильном повороте головы образуются складки на шее, ближнее к фотографу плечо следует поднять так, чтобы их скрыть. Другой способ – не поворачивать голову в сторону плеча слишком сильно.

Собственно говоря, при фотосъёмке, за исключением явно парадных портретов и формальных фотографий, плечи на одном уровне параллельно фотоаппарату лучше не располагать.

Глаза ли зеркало души?

Общее правило: глаза смотрят туда, куда повёрнута голова. Но если глаза действительно смотрят в направлении поворота головы, то при её изображении в ракурсе ¾ создаётся иллюзия того, что они повёрнуты от камеры больше, чем на самом деле. Снивелировать такой эффект можно, если модель чуточку скорректирует направление взгляда, чуть повернув глаза в сторону аппарата.

Заставлять модель отворачивать глаза от камеры слишком сильно – не практично. Такой взгляд воспринимается как подозрительный, завистливый, заигрывающий или боязливый. Если подобное не является целью съёмки, подобных эффектов нужно избегать.

Кисти рук и пальцы.

Эти части тела настолько выразительны, что мы плохо воспринимаем любую позу, которая лишает их этой выразительности. Положение кисти «дохлая рыба» говорит о полной потере индивидуальности.

Лучшее положение для кисти – когда она расположена параллельно фотоаппарату, а повёрнута ребром ладони или находится в положении ¾ относительно снимающего. Такие ракурсы подчёркивают выразительность кисти и заметно уменьшают её массивность. Постарайтесь найти своё положение для кисти каждой руки. В крайнем случае, можно показать только одну из них.

Переплетение пальцев выдаёт волнение модели. Это очень распространённая ошибка. Считается, что сцепленные в замок пальцы вызывают негативные ощущения. С точки зрения психологии, сплетённые или завязанные узлом пальцы говорят о том, что человек подавлен.

Учитывая то, что суставы запястий также являются частями рук, с ними связываются те же проблемы, что и в положении кистей. Удачная постановка кисти может быть испорчена вывернутым запястьем. Работа с запястьем не должна допускать нескольких стандартных ошибок.

Перегнутое запястье – это когда излишний изгиб или поворот запястья выглядит как последствие увечья или воспринимается как независимый от модели предмет.

Переломленное запястье наводит на мысль о неуклюжести и лишнем весе. При расположении руки, тоже нужно исходить из соображений соразмерности.

«Отрезанное» другими частями тела, одеждой или при кадрировании запястье излишне привлекает к себе взгляд зрителя.

Полностью выпрямленное запястье выглядит неестественно.

Положение рук

Чрезмерного укорачивания рук следует избегать. Даже когда вы используете объектив с коротким фокусным расстоянием, такое искажение обычно выглядит не эстетично.

При позировании избегайте прямых углов. Они обычно возникают между рукой и туловищем, либо в локтевом суставе. У многих людей локтевой сустав при напряжении прогибается внутрь. Этот изгиб малоприятен и его следует избегать.

Не обрезайте руку в локтевом суставе какой-либо частью туловища, одеждой или при кадрировании. В отдельных случаях допускается, чтобы самый кончик локтя выходил за границы снимка, но в любом случае, должна остаться значительная часть руки, чтобы взгляд мог следовать за изгибом.

Бывает, кажется, что за кадр уходит одна рука, а появляется другая – это во всех случаях некрасиво. Подобная ошибка возникает, когда рука возникает ниоткуда и зрителю неясно, принадлежит эта рука модели или кому-то другому.

Ещё одна распространённая ошибка при фотографировании – так называемая «культя». Этот эффект образуется, когда предплечье спрятано или почти спрятано за плечом.

Как видно на фото, локоть привлекает к себе много внимания, но им же и «заканчивается» рука. Необходимо показать достаточную часть предплечья, чтобы структура руки была очевидной, и не возникало иллюзии ампутации.

Следует также исключать любые позы со скрещенными руками. Вообще перекрещивания не очень эстетичны и неудачно смотрятся с точки зрения фотокомпозиции. Крест – это явное противостояние сил, не приводящее ни к какому положительному исходу.

Если подобные и другие ошибки замечены вами в вашем же творчестве или у ваших коллег, поделитесь своими открытиями и способами их решения.

Давайте вместе сделаем качество наших фотографий выше!

ТАКЖЕ ВАМ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО
Art Studio
Art Studio
Здорово! Статья что надо!
9 января 2014 в 17:43 | Ответить
Марк Романов
Марк Романов
Фотографии очень нравятся!
10 февраля 2014 в 08:48 | Ответить