Создание объёма в кадре. Композиционные приёмы и техника фотосъёмки.

Искусство часто возникает там, где есть противоречие. Фотография – это плоская двухмерная картинка. А наш мир – трёхмерен. Поэтому искусство фотографии при рождении призвано было решать основную задачу: передача объёма 3d-мира на двухмерную плоскость с наименьшими потерями. Фотографы решают её более 150 лет, художники же – несколько тысяч лет. Но у художников есть преимущество: они могут дорисовать всё, что хотят, иногда занимаются этим в течение всей жизни. А фотографы могут довольствоваться только тем, что видят. Но и они располагают некоторыми инструментами: линейной, тональной и масштабной перспективой, размытия в изображении (ГРИП) и т.д.

Англичане процесс фотографирования обозначают как «to take a picture», что дословно означает «брать картинку». Именно брать, а не делать! Очень тонко подмечено. Действительно, фотографы именно берут увиденное и делают отпечаток у себя на матрице или плёнке. И как они это сделают, как выстроят композицию, где сделают зону размытия – именно от этого зависит результат фотосъёмки. Давайте изучим каждый вид перспективы и увидим, как он меняет снимок.

Тональная перспектива в фотографии.

Прозрачным может быть только вакуум. Воздух прозрачным быть не может, поскольку он состоит из множества молекул разной величины, плотности и веса. Качественные характеристики воздуха напрямую зависят от содержащихся в нём частиц: влажности, запыленности, проявления различных погодных условий.

Чем менее прозрачный воздух, тем ярче проявления тональной перспективы. Фотографы любят снимать туман, пыльную или ветреную погоду в степи или пустыне, воду на рассвете. Все эти явления основаны на том, что чем дальше объект, тем менее чётко и яснее он выглядит, тем меньше его насыщенность, он кажется менее контрастным и более светлым.

Следующая фотография показывает, как реализуется тональная перспектива в одном из самых ярких своих проявлений – в утреннем тумане. Дальний план кадра стал совсем светлым, его краски и объекты ненасыщенные, контуры практически размылись, контраст на заднем плане близок к нулю.

Эффект линейной перспективы.

Линейную перспективу формируют линии, стремящиеся к одной точке на горизонте или бесконечности. Мосты, дороги, уходящие в даль, линии перил, террас, бордюров, колоннад, линий электропередач, домов и т.д. Всё это служит основой для линейной перспективы. Пейзажи довольно часто содержат в себе линейную перспективу.

А как проявляется линейная перспектива в натюрморте или макро-сюжете?

В снимке с капелькой представлена линейная перспектива, которую образовывает листок растения, а размытость точки соединения листьев добавляет глубину, объём композиции. Капля расположена точно по правилу третей, в точке зрительного внимания.

Использование масштабной перспективы.

Суть масштабной перспективы состоит в уменьшении однородных объектов: чем дальше объект, тем он меньше на изображении.

На этом снимке мы видим сочетание двух видов перспективы: линейного и масштабного. Последовательно изменяющийся масштаб кусков засохшего ила придаёт снимку объём, это приближает его к трёхмерному изображению. Не напрасно пейзажи снимаются широкоугольными объективами с фокусным расстоянием 17-18 мм. Эти объективы искажают передний план, что делает его объекты иллюзорно выпуклыми. Они гораздо лучше рисуют перспективу и масштабность предметов, нежели длиннофокусные, которые как бы «хватают изображение, оставляя передний план плоским из-за своего узкого угла зрения.

Благодаря широкому углу зрения (около 70 градусов) широкоугольные объективы обеспечивают резкость на протяжении снимка с меньшим значением диафрагмы, что полезно в условиях слабой освещённости. О резкости разговор пойдёт далее.

Этот вид перспективы можно удачно применить и в натюрморте, обеспечив ритмичность удаления однородных объектов. В следующем снимке мы наблюдаем два вида перспективы: масштабная и линейная. На переднем плане – катушка ниток, которая усиливает ощущение объёма, подобно малой ГРИП, глубины резко изображаемого пространства.

ГРИП

Ещё один способ обеспечить объём композиции – размытость фона или части изображения. Добиться этого можно при помощи регулировки диафрагмы: чем меньше её значение, тем более размытой окажется часть снимка, расположенная ближе и/или дальше точки резкости (точки фокусировки).

Глубину резкости можно рассчитать математически. Об этом написано во многих специализированных статьях. Но для опыта предпочтительнее использовать глазомер. Глубина резкости определяется как расстояние между самым ближним и самым дальним предметом, которые при данном раскрытии диафрагмы будут резкими.

ГРИП зависит от следующих факторов:

1. Расстояние до объекта (чем оно больше, тем больше ГРИП и наоборот);

2. От линейного размера матрицы (не количества Мп): чем меньше размер матрицы, тем больше ГРИП (это можно учитывать при макро-съемке, если нужна бОльшая ГРИП).

3. От значения диафрагменного числа (чем оно меньше, тем меньше и ГРИП и наоборот);

4. От фокусного расстояния объектива: чем оно меньше, тем больше ГРИП (при одинаковом расстоянии до объекта).

Снимок с каплей росы на листьях имеет следующие характеристики:

- фокусное расстояние равно 105 мм.;

- диафрагма равна 8,0 (камера Nikon D300, объектив nikkor 105/2,8);

ГРИП в данном случае составил 5-10мм., расстояние между объективом и объектом составило примерно 30-40 см. Из этого следует, что при фотографировании более крупного объекта на расстоянии 20 метров ГРИП будет примерно равен 5 метрам.

Таким образом, на расстоянии 20 м при диафрагме 15,0 и фокусном расстоянии 20 мм ГРИП будет на протяжении всего кадра, начиная с 3 м от объектива и до самого горизонта. Для более полного понимания описываемых процессов предлагаем заглянуть вглубь фотоаппарата, чтобы понять, чем управляет диафрагма.

Диафрагма – специальное устройство в виде выдвигающихся лепестков внутри объектива, синхронное движение которых регулирует диаметр отверстия, которое пропускает свет внутри фотокамеры. Чем уже это отверстие, тем больше резкость изображения. Величина, на которую выступают лепестки диафрагмы, составляет её значение.

Диаграмма 5,6 – это когда лепестки выставлены на минимум и отверстие большое, поэтому ГРИП будет наименьшей, часть снимка останется размытой.

При диафрагме 20,0 лепестки выставлены существенно больше, отверстие – меньше, следовательно, резкость будет больше. Она будет на протяжении всего кадра, если производить пейзажную съёмку широкоугольным объективом и делать кадр общим планом. При значении диафрагмы 20,0 даже лучи фонарей будут выглядеть как звёздочки.

Если вы – обладатель продвинутой мыльницы (т.е. фотоаппарата с несменным объективом) или зеркальной камеры (цифровой или плёночной), то при смене показателей диафрагмы, изменения в резкости можно заметить в окуляре или на дисплее фотоаппарата. Этой информации следует доверять, исследуя результат на дисплее фотоаппарата после того, как сделали снимок. Помимо визуального объёма снимка размытость может управлять и зрительским вниманием, что при композиционной съёмке очень важно:

Снимок получился объёмным благодаря размытости фона, что позволило выделить модель. Более подробно изучить снимок помогут его характеристики:

- фокусное расстояние объектива составило 150мм.;

- диафрагма равна 4,5;

- расстояние до модели было несколько метров, ГРИП равна 15-25 см., фон размыт максимально (это была булыжная мостовая).

Эти примеры позволили нам понять, как построить снимок так, чтобы кадр не выглядел плоским, управлять объёмом кадра. Но зазубривать эти правила нет никакой нужды. Как и во многих ситуациях возможны исключения и мастер, как человек творческий, имеет право на выбор: создавать объём на снимке или нет. Взгляните на этот лаконичный кадр. Здесь объём просто бы «уничтожил» саму идею снимка:

Лесная рябь на воде лишь намекает на линейную перспективу. Фотограф самостоятельно решает, какие инструменты использовать для построения композиции. Это потом его решения критики назовут бездарностью или художественным вкусом, стилем или гениальностью.

ТАКЖЕ ВАМ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО
Юрий Варов
Юрий Варов
Видеть трехмерно - это мечта,и необходимость для фотографа!
13 января 2014 в 21:31 | Ответить
Давид Целинский
Давид Целинский
Юрий, не мечта, А необходимость, если он фотограф
15 января 2014 в 09:43 | Ответить
Юлия Миксина
Юлия Миксина
Фотографии подобраны очень красивые
17 января 2014 в 11:55 | Ответить
Александр Дузь
Александр Дузь
ГРИП - святое)
22 января 2014 в 10:09 | Ответить
Никита Бельчиков
Никита Бельчиков
эхх жаль, что в школах на уроках рисования больше учат перспективе...
10 февраля 2014 в 09:03 | Ответить