Вглядываясь в солнце. Использование света при съемке

«Не следует снимать против солнца», – учили нас дедовские руководства по фотографии, кстати, довольно убедительно. Как только я хотел опровергнуть этот опыт, тут же получал довольно смешной кадр с белесым небом, чёрной поверхностью и дорожкой солнечных бликов. Тот опыт долгое время заставлял снимать с солнцем за спиной или, иногда, где-нибудь в стороне. Гораздо позже, когда плёнка канула в лету и наступила эра цифровых технологий, желание экспериментировать позволило забыть о многих дедовских запретах вплоть до съёмки под водой, правда, уже со специальными аппаратами.

Расположение солнца теперь не мера доступности для съёмки, а возможность по-разному использовать его свет. Он, исходя из этого, бывает прямым, когда выгоднее показать цветовую гамму объекта, боковым, когда важны глубина и объём, бывает и контровым, что позволяет использовать различные эффекты.

В последнем случае мы в полной мере используем тени, что почти невозможно при прямом освещении или затруднительно при боковом, так как они падают недалеко и не поддаются управлению. Контровое же освещение подразумевает падение теней и света прямо на нас, что позволяет фотографу управлять их игрой, используя различные эффекты. Можно, например, присесть, поставив аппарат на ширик. Или, напротив, подняться на ступень или террасу.

Помните, о чём мы говорили вначале? Солнце! Именно его нам не рекомендовали снимать старики-коллеги. Но сегодня те, кто способен решить связанные с ним проблемы, получают подчас необычные эффекты. Без солнца как элемента композиции невозможны магия рассветов и закатов, такие искренние переживания на свадебных фото, ни с чем не сравнимая радость ребёнка, познающего природу… Иными словами, ни от солнца, ни от его бликов не следует отказываться. Лучше познать особенности его использования для профессионального роста.

Пейзаж

Пейзаж ставит перед фотографом довольно сложные задачи. Состоят они в том, что аппарат стремится усреднить небо и поверхность, а в реальности они могут отличаться по освещённости на 2-4 единицы. В результате получаем пересвеченное небо или недодержанную землю. Можно, конечно, расставить по композиции кучу вспышек для компенсации контраста, но это долго и затратно, а поэтому – нелепо. Тем более что существуют более эффективные приёмы.

Градиентный фильтр, цифровой градиент и RAW

Я по своему опыту советую RAW. Мнение о формате не всегда однозначное, зато он даёт больше свободы действий с отснятым материалом, количество информации позволяет распоряжаться ею по вашему усмотрению.

 

Решить проблему разницы в яркости между небом и землёй позволяет хитроумная стекляшка, называемая «ступенчатым» или «градиентным фильтром». Производятся как квадратной, так и круглой формы, имеют широкий диапазон цен, на любой вкус. Проще – круглые. Они навинчиваются на объектив подобно поляризационным, компактны, поэтому удобны. Но гибче – квадратные. Они, благодаря специальному фиксатору, поворачиваются, смещаются, затемняя необходимое. Но при этом более громоздки и требуют очистки от отпечатков пальцев.

Сейчас ряд вопросов решается с помощью цифрового градиентного фильтра. Пользоваться им несложно, наводите градиент на более освещённую область и регулируете ползунком Exposure в минус. Небо становится синим. Но такая простота, как говорится, хуже воровства. На земле возникают шумы, да и на небе не все зоны имеют естественный цвет и освещённость. Например, Nikon D90 явно грешит этим, делая небо частично тёмным и серым, так как цветовая информация не сохранилась ни в синем, ни в красном канале…

Фото с лодкой снято с применением градиентного фильтра. Подобные композиции как снимаются с использованием градиентов, так и обрабатываются с их помощью. В данном случае солнце скрыто облаком. Иначе разница в освещённости с водой и сушей была бы настолько велика, что последующее редактирование было бы сложным и неэффективным.

HDR

А вот этот инструмент требует отдельного рассмотрения. HDR – это сложный цифровой эффект, более трудоёмкий, в отличие от градиентов. Его результат – изображение, полученное из трёх кадров. Сначала снимаем небо, потом землю (воду), третий кадр – объекты переходного между ними освещения. Чем больше опыта в подобной съёмке – тем больше возможностей, тем больше удовлетворения. Если не впадать в перфекционизм, то можно достичь приемлемого уровня мастерства, а значит и обрести нелишний инструмент в своём профессиональном багаже.

Портрет

Фотографирование портрета имеет свои особенности. Для портрета наиболее важно время съёмки. То есть существует разница в подходах при фотографировании, например, девушки на фоне заката и влюблённых при свете солнечного дня. В последнем случае всё просто, достаточно лишь обратить внимание на интенсивность света. А сложность съёмки на закате – учесть особенности оттенков. Попробуем совершенно стандартные подходы.

Модель на фоне морского заката

Свет на закате сам по себе служит фоном композиции, поэтому ему достаточно противопоставить яркость хотя бы встроенной вспышки. Лучше это сделать, освещая не весь кадр, а использовать режим медленной синхронизации, причём по второй шторке (в разных аппаратах это slow-sync/rear либо rear curtain), в режиме TTL разумеется, когда не хотите подбирать мощность самостоятельно.

Это как минимум. Профессионалы могут воспользоваться внешней вспышкой, управляемой с фотоаппарата. Максимального эффекта можете достигнуть, если поставите вспышку с рассеивателем недалеко от модели, со светофильтром, к примеру, оранжевого цвета (СТО). Лицо модели примет тот же оттенок, что и небо на закате.

Влюблённые в контровом свете

 

Переходим к более сложным задачам. Когда важно запечатлеть не столько саму композицию, а вызываемую ею эмоции, следует обращать внимание на окружающие мелкие детали: побеги, листья, цветы… Они – наиболее подходящий фон для фото целующихся в солнечных лучах влюблённых. Солнечные блики, пересветы и прочие побочные эффекты становятся не просто желательными, а необходимыми для передачи наших чувств.

Яркое солнце в этом случае представляет серьёзную проблему. Любители выделиться ради миллиона просмотров на YouTube могут вывезти на природу десяток вспышек или студийную аппаратуру, но кроме удовлетворения самолюбия толку в этой акции будет маловато. Для реальной пользы достаточно одной вспышки, пусть даже и встроенной. Хотя от мощной внешней тоже не стоит отказываться.

Теперь немного теории (куда без неё?). Вы, вероятно, в курсе о выдержке светосинхронизации. Если нет – это минимальная выдержка фотокамеры для большей мощности внешней вспышки. Здесь не столько важны режимы синхронизации, сколько управление самой выдержкой. Имеется в виду приоритет выдержки, S или Tv. Устанавливаем выдержку светосинхронизации (в моём случае 1/200), добавляем минимальное ISO (Lo 1 или просто 100) и снимаем. При желании и определённом опыте можно использовать выносную вспышку с радиосинхронизатором или софтбокс, правда при этом с потерей мощности. Роль аппарата здесь, правда… Но тут либо смиряйтесь, либо применяйте нейтральный фильтр. В общем, второй вариант – дело вкуса.

Макро

Возвращаемся к побегам, листьям и цветочкам. Эти приятные мелочи можно снимать с контровым освещением, тем более получается довольно необычный эффект. К тому же в макросъёмке проблем с контровым светом не возникает. Вопрос: где его взять, если нужная композиция, подсвеченная таким образом, встречается редко? Как насчёт того, чтобы сделать его своими руками? Или при помощи рук ребёнка? Польза от такой съёмки будет двойная.

О том, кокой опыт и знания получают дети при фотосъёмке, стоит поговорить в одной из следующих статей. Пример с двумя листьями дикого винограда с осенним «румянцем» на фоне остальных зелёных, в котором дочь фотографа своими руками создала контровое освещение при помощи внешней вспышки – тому подтверждение.

***

Разумеется, статья придётся ко времени, если не брать сразу её распечатку и мчаться к месту съёмки. Будет гораздо лучше, если вы попрактикуетесь, применив полученную из неё информацию и соразмерив с возможностями вашей фототехники. Иначе вас ждут неприятные сюрпризы. Если вы учтёте собственные ошибки, то получите и новый опыт, и настоящее удовлетворение от довольно сложной интересной работы. А мы вам желаем удачных кадров и содержательного отдыха с фотоаппаратом!

ТАКЖЕ ВАМ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО
Юрий Варов
Юрий Варов
Главное понять что вам ближе и что чувствуете лучше и расправить ласты в этом жанре)
13 января 2014 в 21:43 | Ответить
Давид Целинский
Давид Целинский
Композиция читайте книги о ней. Лучшие фото - художественные.
15 января 2014 в 09:56 | Ответить
Лиана Томи
Лиана Томи
эхх такая солнечная статья прямо посреди зимы...
16 января 2014 в 11:50 | Ответить
Юлия Утешева
Юлия Утешева
Очень интересно и познавательно, особенно для таких, как я, находящихся в поиске )
29 января 2015 в 14:46 | Ответить